воскресенье, 6 сентября 2009 г.

Как я выбирал дистрибутив для себя

Все началось, конечно же, с любопытства. После начала 21 века про линукс стали много говорить. Тогда я скачал дистрибутив Mandrake 8.0 из местной локалки, установил систему и загрузил ее. Нет, я не сильно изумился увиденному, - виндоусы сразу после установки тоже выглядели коряво. Но что-то мне подсказывало, - быстренько поставить дрова на видяху не выйдет. Проковырявшись в совершенно незнакомой системе часа четыре, я остановился на драйвере vesa и получил желаемое разрешение монитора. Об аппаратном ускорении пришлось забыть на неопределенный срок. Настройка локальной сети прошла легко и непринужденно, благо у меня был статический адрес.

С мыслью почитать о новой системе в Сети, я запустил netscape-communicator, и вот тут-то меня ждал сюрприз. Буквы кириллицы разъезжались на дикие расстояния друг от друга, слова перекрывались. Беглый осмотр настроек шрифтов победы не принес. На этом мое первое знакомство с линуксом закончилось. Диск был отформатирован, и на него возвернулся виндоус.

Спустя год, местный админ показал мне FreeBSD. Именно показал, то есть: поднял крышку лэптопа и указал рукой в центр синего экрана. А я спросил: "Ну и что?", а он ответил: "Ну, вот." Так прошло мое знакомство с BSD-системами. Видимо там был blackbox, а slit`а я и не приметил.

Немного погодя я снова загорелся идеей освоить nix`ы. Купил набор из двух CD на ВДНХ за 160 рублей (или тысяч рублей, уже не помню), на обложке говорилось, что диски содержат FreeBSD 4.4 и массу дополнительного ПО к ней. Так уж сложилось, но установить систему с тех дисков не удалось, позже они были утеряны во время переезда. Начались совсем другие увлечения, нужны были деньги, и свободного времени не стало. Не за горами еще одна попытка приобщения к POSIX.

Работал я винадмином - держал на старом системничке 2003 с AD, притсервером и корпоративным симантеком. Большую часть времени ддосили юзеры мелкими вопросами, чуть реже нужно было переустанавливать виндоусы или собирать системники из купленных железок. Одним словом - скукотища. Как разнообразить рабочую жизнь, с пользой для себя и для дела? Я решил учиться и осваивать никсы. Для этой цели купил старенький ноут, чтоб можно было и дома, и на работе развлекаться. Скачал FreeBSD 6.2, купил книжку и пропадал на работе. Но идиллия продолжалась недолго - моя девушка стала сильно беспокоиться. Она звонила, спрашивала когда меня ждать - мне приходилось идти домой. Утром я вставал где-то ближе к часу дня, включал ноут и читал маны; а шел на работу уже только тогда, когда требовался выход в Сеть (на съемной квартире инета не было). Результат - информационное "переедание". Но были и успехи.

Так, мне удалось за это время повысить свою з/п, также я получал премии - деньги были. Вскоре я продал старенький ноутбук, оставил фряху для сервера, купил новенький acer. Водрузил я туда ubuntu 7.10, как дружелюбный и нетребующий хлопот дистрибутив linux. При желании разобраться хоть в чем-то, в системе приходилось копаться в дебрях связей: какие-то сценарии, лежащие тут и там; ссылки в несколько уровней etc. В общем, развлекаясь с убунту, мне не удалось понять ни устройство нее самой, ни линукса вообще. Хватило полгода, чтоб начать поиски другого дистрибутива.

Заказал срез Gentoo 2008.0 на 14-ти DVD-дисках. Доставка почтой из города Шахты длилась около двух недель, диски доехали хорошо, проверка сумм прошла успешно. Поставил систему без труда, благо вики сделана почти в стиле complete idiot`s guide. Но идея частого обновления и сборки меня не вдохновила. А еще я очень привык к BSD-стилю конфигов. И, если вспомнить убунту - там я во внутренности старался не лазить (ибо становилось жутковато) да и необходимость была редкостью. Дженту нужно построить самостоятельно, поэтому я волей-неволей насмотрелся на внутреннее устройство, и оно мне не понравилось. Необходимость изучить emerge навевала легкую тоску, а постоянная компиляция отбила какой-либо интерес к gentoo напрочь. Но набор дисков я сохранил.

И тогда я взглянул на Slackware 12.1. Знакомый инсталлятор, знакомое устройство, штатных пакетов хватает для начала работы. Отдельно скажу про систему управления пакетами - она есть и очень просто устроена, тем и нравится. Загляните в /var/log/{packages,scripts} - протые текстовые файлы, при желании легко фильтруются grep`ом. Или посмотрите во внутренности любого пакета tgz (сегодня уже txz) - обычный архив. Этого достаточно, чтоб восхититься или пройти мимо. Конечно, были и недостатки для меня. За время пользования убунтой я отвык править руками xorg.conf, настраивать шрифты и собирать дополнительное ПО из исходников. Но время идет - в релизе 13.0 новый Xorg (наконец-то да), шрифты вполне годны и, как показывает практика, сборка доп. ПО вовсе не является необходимостю, а, скорее, любопытство и поиск приключений.
Остаюсь на слаквари.

Комментариев нет: